В 1992 году начались серьезные реформы в области отечественного образования. Тогда был принят новый Закон «Об образовании». В результате были узаконены такие понятия как многоуровневая система, бакалаврат, магистратура. Однако при этом и старая одноступенчатая система была сохранена. ВУЗам предоставили возможность самостоятельно выбирать схему по подготовке специалистов.
На следующем этапе преобразования, в 1996 году было решено принять федеральный закон, чтобы разделить высшее профессиональное образование на три основополагающих уровня. По итогам получилась следующая схема:
1 ступень - неполное высшее образование. Данный уровень образования студент получает после двух лет обучения.
2 ступень - базовое высшее образование, или, теперь уже привычный для всех бакалаврат. Эта ступень достигается после четырех лет обучения.
3 ступень - дипломированный специалист (если ВУЗ применяет старую систему) или магистр (для студентов, подготавливаемых по новой системе). Дипломированными специалистами становятся по истечении пяти лет учебы, а чтобы стать магистром нужно на один год больше.
В большинстве стран Европы и других государств используется именно двухступенчатая схема образования, при которой студент становится сначала бакалавром, и только потом, еще через два года магистром. Стоит отметить, что большинство студентов считают для себя самым приемлемым, для начала профессиональной карьеры уровень бакалавра. Поэтому основная их часть на этом уровне заканчивает учебу, не претендуя на степень магистра.
Получить степень магистра в основном стремятся две категории студентов. Первая из них - это молодые люди, целью которых является научная деятельность в выбранной профессиональной сфере. Вторая категория - это уже сложившиеся специалисты, которые успели продвинуться по карьерной лестнице с дипломом бакалавра, и перед которыми открылись новые перспективы профессионального развития.
В России все еще существуют ВУЗы, сохраняющие непрерывный специалитет и пятилетний срок обучения. Например, московские педагогические университеты являются примером такой формы образования. Вместе с тем работодателей все больше интересуют специалисты с дипломом бакалавра. Дело в том, что такие специалисты могут в процессе работы выгодно проявить себя в той или иной узкой сфере, после чего их можно отправлять на дополнительное обучение, ориентированное на узкую специализацию.
Рекомендуемые публикации по теме: